Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Трудовой кодекс республики узбекистан - Добро пожаловать,

Сфера действия трудового законодательства]. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, г. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения. Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.

Задачи законодательства о труде. Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения. Сфера действия Трудового кодекса. Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.

Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых отношений. Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами. Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные актыа также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.

Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними — в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.

В частности, работодатель вправе изменить условия труда без согласия работника в случаях, установленных в ст. Недействительность условий соглашений и договоров о труде. Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными иными нормативными актами, недействительны. Для дополнительной информации см. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях.

Все граждане имеют равные возможности в обладании использовании трудовых прав.

Сборник нормативно-правовых документов по трудовому законодательству Республики Узбекистан | cpets.ru

Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией. Не являются дискриминацией различия в сфере труда, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда. Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется: Каждому гарантируется защита трудовых прав, которая осуществляется органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также органами по рассмотрению трудовых споров.

Государственное управление в сфере труда. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде. Государственное управление в сфере труда осуществляет Министерство труда Республики Узбекистан и его территориальные органы.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют: Органы государственной власти и управления осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, установленном законом.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Республики Узбекистан осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами. Соотношение международных договоров, конвенций и законодательства о труде Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан или ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или конвенции.

Правила международных договоров Республики Узбекистан или ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством.

Сборник нормативно-правовых документов по трудовому законодательству Республики Узбекистан

Применение законодательства о труде к лицам, не являющимся гражданами Республики Узбекистан. Законодательство о труде распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, заключенному с работодателем.

Применение законодательства о труде на иностранных предприятиях. На предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан, применяется законодательство о труде Республики Узбекистан. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Кодексом. Течение срока, с которым настоящий Кодекс связывает возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Работник как субъект трудовых отношений. Субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста статья 77 и заключившие трудовой договор с работодателем. Работодатель как субъект трудовых отношений. Основные трудовые права работника.

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности, определяемые: Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом.

Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровня трудовых прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом. Трудовой коллектив как субъект трудовых отношений. Трудовой коллектив предприятия составляют все его работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора. Права и обязанности трудового коллектива, его полномочия, порядок и формы их осуществления определяются законодательными иными нормативными актами.

Представительные органы работников и работодателей как субъекты трудовых отношений. В качестве субъектов трудовых отношений могут выступать профессиональные союзы, их выборные органы на предприятии, иные избираемые работниками органы, представительные органы работодателей. Представительство работников на предприятии. Представительство интересов работников в трудовых отношениях и защиту таких интересов могут осуществлять профессиональные союзы их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которых определяются собранием конференцией трудового коллектива.

Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов. Все представительные органы действуют в пределах своих полномочий и пользуются равными правами при защите интересов работников. Наличие иных представительных органов на предприятии не должно препятствовать деятельности профессиональных союзов по осуществлению своих функций.

Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган. Деятельность представительных органов может быть прекращена по решению работников, их избравших, а также судом — в случае совершения ими действий, противоречащих законодательству.

Права профессиональных союзов их выборных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются закономуставами, коллективными соглашениями и договорами. Права представительных органов работников. Представительные органы могут совершать иные действия, направленные на защиту интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.

Осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективности работы предприятия, нарушать установленный порядок и режим его работы. Обязанности работодателя по отношению к представительным органам работников. Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников. Членам представительных органов работников гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.

Трудовой кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от г.) | Трудовой кодекс Республики Узбекистан | Конституции и Кодексы | Законодательство РУз | cpets.ru

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав представительных органов в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа должностьа при ее отсутствии — другая равноценная работа должность. При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в представительные органы, соответствующей работы должности они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.

Запрещение воспрепятствования деятельности представительных органов работников. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представительных органов работников запрещается.

Не допускается прекращение деятельности представительных органов работников по инициативе работодателя или уполномоченных им лиц. Работодатель, уполномоченные им лица, совершившие действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством. Представительство работодателей на предприятии. Представительство работодателей на предприятии осуществляют должностные лица администрации в пределах полномочий, предоставленных им законодательными иными нормативными актами о труде, их уставами или положениями.

Работодатели вправе объединяться в союзы, ассоциации иные общественные объединения. Общественные объединения работодателей создаются и функционируют как общественные добровольные организации, ставящие своей целью содействие развитию и повышению эффективности экономики и предпринимательской инициативы, а также осуществление социального партнерства путем представления в органах государственной власти и управления, во взаимоотношениях с профсоюзами иными представительными органами работников интересов предприятий их собственников, защиты их прав в сфере хозяйственных и трудовых отношений.

Понятие и цель коллективных договоров и соглашений. Коллективный договор — нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии. Коллективное соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Коллективные договоры и соглашения заключаются в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.

Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений. Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: Право на ведение переговоров. Инициатором переговоров по заключению изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Профсоюз, иной представительный орган работников вправе вести переговоры от имени представляемых работников, предлагать и подписывать приложения к коллективному договору, соглашению, защищающие интересы представляемых работников.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представительных органов работников, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора или соглашения. Для заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения проводятся переговоры между работодателем, объединением работодателей их представителями и профсоюзами или иными представительными органами работников.

В необходимых случаях в переговорах участвуют органы исполнительной власти. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами либо иными представительными органами работников. Сторона, получившая соответствующее письменное уведомление, обязана в семидневный срок вступить в переговоры. В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из представителей, наделенных необходимыми полномочиями. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2016-2017
cpets.ru