Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Эвристическая функция связана с значением философии - ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Рубежом в истории человечества стала середина первого тысячелетия до новой эры. Тогда в трех центрах древнего мира Китай, Индия, Греция фактически одновременно возникает философия. Это произошло в процессе кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. Философия предложила человеку новую жизненную позицию, опирающуюся не столько на привычку и традицию, сколько на собственный разум и знание, почерпнутые в процессе образования интеллектуального поиска.

Однако общность генезиса философии не исключает специфики формирования систематизированного философского знания в Древней Индии и Древнем Китае, в многочисленных полисах античной Греции. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции и программы поведения.

Она возникает на самой ранней стадии общественного развития и развития индивида. В форме мифов, то есть сказаний, преданий человек пытается дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. В мифе объединяются зачатки знаний, религиозные верования, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации.

Мифология обеспечивает связь поколений, формирует коллективные представления, закрепляет определенную систему ценностей.

Религиозное мировоззрение является второй формой мировоззрения. Вообще религия от лат. Relegio — благочестие или от лат. Религия выполняет функцию сохранения вневременных ценностей. Основу религиозного сознания составляет религиозная вера, которая не требует обоснования, доказательства посредствам соотнесения с реальной действительностью, потому что она основывается на внутренней субъективной убежденности в истинности предмета веры.

Религиозное верование не обязательно связано с религиозным знанием, но обязательно с переживанием того, что невозможное стало возможным. Религиозные чувства, переживания отметают противоречащую им информацию и доводы разума, и совместно с влиянием социальной среды давление семьи, стремление быть как все создают устойчивость религиозных верований.

Религиозное мировоззрение придает смысл, значение и устойчивость человеческому бытию, помогает людям преодолевать житейские трудности. Однако, не смотря на наличие в религиозном сознании теоретического уровня, оно в целом не может обеспечить проникновение в сущность окружающих явлений, и поэтому по мере развития человеческого общества появилась возможность становления новой формы рассмотрения мировоззренческих проблем — философской.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о человеке. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиции рациональной оценки, с позиции разума.

Следовательно, философия — это теоретически сформированное мировоззрение, это теоретическое ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества. Она также является системно-рационализированным мировоззрением. Конечно, не вся философия ориентировалась на науку, однако для философии всегда характерной была склонность именно к теоретическому мышлению, к анализу и доказательству, к обоснованию интеллектуальному поиску.

Объектом философского познания является бытие в целом — весь мир в его бесконечных и конечных проявлениях.

Таким образом, философию как особую форму сознания отличает, прежде всего, стремление дать именно цельное мировоззрение, систему знаний о мире, о человеке и человеческом обществе, объяснить их с определенной точки зрения, найти ответы на самые волнующие вопросы. Вместе с тем следует отметить, что философия никогда не ограничивалась лишь бесстрастной систематизацией явлений действительности. Она всегда стремилась выработать определенное отношение к ним, направить практическую и познавательную деятельность людей, вооружить их научным методом.

Философия в переводе с греческого — это любовь к мудрости phileo — люблю, sofic — мудрость. Первым греческим и вместе с тем первым европейским философом считают Фалеса.

Философское знание отличается от чисто научного тем, что если в науке человек нацелен на познание, то в философии на понимание мира с позиции своих ценностных идеалов. То есть наука, говоря об объекте, заведомо упускает из виду то, что для человека нет объекта вне деятельности самого человека.

Специфика философии заключается в том, что она имеет дело с явлениями, уже освоенными культурой, представленными в знании. Исходя из этого философский способ мышления называют критически рефлексивным. Философия в отличие от науки, по характеру более национальна, чем интернациональна поэтому можно сказать: Подчеркивая качественную определенность философского и научного знания, их нельзя противопоставлять друг другу.

Философия не может развиваться, не опираясь на достижения науки. Каждая наука использует эти категории. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, критическая, прогностическая, гуманистическая. Мировоззренческая функция — это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия человека в.

ЧТО ЕСТЬ ФИЛОСОФИЯ? / Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие

Гносеологическая познавательная функция состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формулируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм. Активный, действенный характер научной философии проявляется не только в том, что она учит и воспитывает, дает новое знание и общий взгляд на мир, но и в ее методологической функции, то есть в том, что она конкретно направляет сознательную и практическую деятельность людей, определяет ее последовательность и применяемые средства.

Методологическую функцию философия выполняет в двух видах: В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие руководство постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

Аксиологическая функция философии способствует ориентации человека в окружающем мире, направленному использованию знаний о нем при помощи выработки и передачи целого комплекса ценностей.

Эвристическая функция

Прогностическая функция философии базируется на ее способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия. Критическая функция основана на том, что философия учит ничего сразу не принимать и не отвергать без глубокого и самостоятельного размышления и анализа.

Гуманистическая функция помогает индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях. Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания. Воспитательная функция заключается в рекомендации следовать положительным нормам идеалам нравственности.

Как система научного знания современная философия имеет свою внутреннюю структуру. Так для многих учений XVII—XIX веков было характерно разделение философии на онтологию греч. В лоне философии развились и приобрели известную самостоятельность следующие философские дисциплины и направления:. Она изучает не только проявление всеобщих законов развития в жизни общества, но и действие особых, общесоциологических законов, источники и движущие силы общественного развития.

Как, в силу каких причин и откуда произошла философия? Ответ на этот вопрос пытаются предоставить различные концепции генезиса философии:. Древнеиндийская философия за время своего существования, с VI в до н. Все эти школы по-своему пытались решить три главные философские проблемы: К числу достижений индийской философии следует отнести открытие принципов всеобщей связи и развития санкхья, буддизмсоздание атомистической теории ньяя, локаятаразработку теории познания, основанную на ощущении локаятарациональном мышлении санкхья, ньяя иррациональном подходе йогасоздание универсальных этических систем джайнизм, буддизмидею об атмане — индивидуальном духовном начале.

Самая знаменитая философская школа Индии, ставшая мировой религией — буддизм. Четыре благородных арийских истины лежат в основе буддизма: Совершенствование производства, развитие классовых отношений, углубление знаний о мире явились предпосылками возникновения философского мировоззрения в Древнем Китае.

В основе конфуцианской этики лежал принцип человеколюбия и альтруизма. В ходе их борьбы широко распространились идеи о пяти первоэлементах металле, дереве, воде, огне, землео противоположных силах инь и яньо естественном пути Дао в природе.

Философы Древнего Китая пытались решить три центральные для них проблемы: Поскольку последняя тема была ведущей, постольку китайская философия возникает и развивается главным образом как мысль социально-философская и даже социально- этическая.

Основой древнекитайской философии стала Книга перемен. Античная философия, как самостоятельное духовно-культурное образование, возникла также в VI в до н. Здесь раньше, чем в Греции, развилось рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура.

Определенное влияние оказали и связи с более древними восточными цивилизациями. Но если восточная философия характеризуется как мистическая, то античная, европейская — как рационалистическая. Спецификой древнегреческой философии, особенно, в период ее становления, было стремление познать мир в целом, природу, космос, а затем уже человека.

Отсюда — космологизм ранней греческой мысли от Фалеса до Эмпедокла и онтологизм философии классического периода элеаты, Демокрит, Платонпроявившиеся как в атомистической, так и в собственно идеалистической трактовке бытия, а позже — в попытках Аристотеля представить бытие как сущее, как субстанцию.

Словом, главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Одни античные мыслители ионийские натурфилософы, жившие в Милете считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы — вода Фалесвоздух Анаксименогонь Гераклит или апейрон, то есть нечто неопределенное, но материальное Анаксимандр ; другие пифагорейцы видели ее в математических элементах — числах, сооотношение которых и определяет мировые процессы; третьи элеаты основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые атомисты усматривали основу мира в чувственно невоспринимаемых частицах — неделимых атомах; пятые Платон и его школа полагали, что мир, вещи — лишь тени идей, результат их временного воплощения.

Уже тогда, в досократический период развивается диалог — борьба двух основных линий философии — материализма идеализма, а также двух основных методов философствования: Крупным шагом вперед стало творчество элеатов Парменид, Зенон, Ксенофан.

Они считали, что Бытие вечно и не изменяется, однородно, непрерывно и равно Богу. Особенностью элеатов главным образом Зенона стало доказательство метафизических положений о невозможности движения диалектическим способом. Большое развитие онтологический подход получил в атомизме Демокрита — до н.

Материалистическому учению о бытии в философии Демокрита соответствует материалистическое учение о познании. В дополнение к теории познания Демокрит разработал индуктивную логику. Развитие афинской рабовладельческой демократии и накопление философских знаний обусловили переход в античной мысли от изучения природы, от онтологических проблем к познанию человека и его сознания. Это произошло в воззрениях софистов и Сократа. Сократ разработал маиевтику — метод нахождения истины с помощью наводящих вопросов.

Определенный итог классическому периоду V—IV до н. В их системах уже четко можно выделить все четыре составляющие философии того времени: В своей онтологии Платон — до н. Мир вещей вторичен, производен, является копией мира идей.

Так была создана система объективного идеализма. Так как по Платону большинство людей одними личными усилиями не могут приблизиться к совершенству, то возникает необходимость в государстве и законах. И Платон создает теорию совершенного государства. Он завершает объективно-онтологическую традицию.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2016-2017
cpets.ru